И еще раз о переделке TrumaVent 220V на 12V

palex

И еще раз о переделке TrumaVent 220V на 12V

Сообщение palex » 26 янв 2015, 12:19

Общий вывод темы таков:
Если действительно нужна автономка, то надо ставить 12В мотор с ШИМ-регулированием (учтите, что будет увеличение шума и дополнительно появится писк, особенно на низких оборотах).
Если большой необходимости в полной автономке, но время работы от аккумуляторов хочется увеличить - ставьте ШИМ-управление 220В (НЕ ФАЗОВЫЙ ПРИНЦИП!) - .
Краткие итоги:
12В моторчик с ШИМ-регулятором - в 4.5 -3 раза (при различных положениях регулятора) эффективнее 220В моторчика с балластными резисторами (ток потребления 0.77А - 1.6А при (12 В +ШИМ)
220В моторчик с ШИМ-регулятором - в 2.5-1 раза (при различных положениях регулятора) эффективнее 220В моторчика с балластными резисторами (ток потребления 4.04А - 4.8А при (12В +преобразователь12-220 + балластные резисторы)


юраш писал(а):30 ноя 2011 19:24:53
Я как только караван купил, сразу заменил мотор вентилятора печки. Купил мотор от жигулевской печки с подшипниками, немного доработал, поставил переключатель, проволочные сопротивления и всЁ. Два года прошло, на макс. обороты раза два включал - чтобы побыстрей нагреть.


Юра, на одном форуме раскопал твое сообщение. Есть ли фото процесса, сложна ли переделка, какое твое экспертное заключение о целесообразности, производительности, затратах, удобстве и т.д.

Аватара пользователя
Сообщения: 385
Зарегистрирован: 01 янв 2014, 15:42
Откуда: Московская обл. Мытищи
Имя: Юрий
моя техника: Toyota Hilux, Tabbert Diadem 515

Re: И еще раз о переделке TrumaVent 220V на 12V

Сообщение Юраш » 26 янв 2015, 13:37

Я только приобщался к каравнингу, фото не делал, не знал что есть готовое решение для печки, купил моторчик 12 вольт от жигулевской печки с подшипником, проблема была в длине вала и крепеже к печке, переключателя оборотов поставил две штуки - вариантов оборотов было шесть, проволочное сопротивление тоже от авто-печки. Мощности моторчика достаточно, продал караван с такой раздувкой. Дешево, но надо приложить руки и мозги. :)

palex

Re: И еще раз о переделке TrumaVent 220V на 12V

Сообщение palex » 26 янв 2015, 15:35

Один из лучших (на мой взгляд) экспериментов по экономии электроэнергии в караване является Переделка Trumavent на 12 вольт с ШИМ регулятором

Краткие итоги:
12В моторчик с ШИМ-регулятором - в 4.5 -3 раза (при различных положениях регулятора) эффективнее 220В моторчика с балластными резисторами.
220В моторчик с ШИМ-регулятором - в раза 2.5-1 раза (при различных положениях регулятора) эффективнее 220В моторчика с балластными резисторами

Мои замечания:
Идея управления раздувкой регулятором мощности, основанном на фазовом принципе управления (например, МАСТЕРКИТ NF245 - 500 Вт/220 В ) - плохая: (а) при больше чем половинной мощности (40Вт при 220В) двигатель останавливается, и есть риск сжечь обмотки; б)регулировка получается очень чувствительная (этот дефект можно поправить, но смотри а)).

palex

Re: И еще раз о переделке TrumaVent 220V на 12V

Сообщение palex » 26 янв 2015, 15:48

Общий вывод таков:
Если действительно нужна автономка, то надо ставить 12В мотор с ШИМ-регулированием.
Если большой необходимости нет, но время работы от аккумуляторов хочется увеличить - ставьте ШИМ-управление (НЕ ФАЗОВЫЙ ПРИНЦИП!).

Андрейка

Re: И еще раз о переделке TrumaVent 220V на 12V

Сообщение Андрейка » 26 янв 2015, 17:29

Блин, ну не электрик я, спрошу просто.
У меня Трума 3002 S, мотор раздува штатный на 12 в. Есть "крутилка" на 5 положений и два режима - ручная регулировка и авто. Эту конструкцию тоже переделывать на ШИМ?

palex

Re: И еще раз о переделке TrumaVent 220V на 12V

Сообщение palex » 27 янв 2015, 16:59

Если ток в разных режимах регулятора будет различаться незначительно - значит, балластные резисторы и лучше ставить ШИМ, если разница в разы - уже стоит регулятор ШИМ.

palex

Re: И еще раз о переделке TrumaVent 220V на 12V

Сообщение palex » 28 янв 2015, 17:48

По согласованию с автором (Александр Обухов - ссылка на его сайт выше) выкладываю полный отчет о переделке ТрумаВент 220В на 12 В. Он любезно согласился принимать участие в жизни нашего форума, но это не основное его направление. Если к нему появятся вопросы - напишите ему в личку http://caravan-travel.info/memberlist.php?mode=viewprofile&u=2741, он даст комментарии.

Далее - его текст.
Попытка переделать раздув на вентилятор от компьютера оказалась неудачной. И дело даже не в том, что вентилятор не смог прокачать трубопровод, вовсе нет, результат меня в целом устраивал, а оказалось что все-таки воздух слишком горячий. Через некоторое время пластик стал мягким и крыльчатка начала задевать за корпус. Родной трумовский раздув берет только 2/3 горячего воздуха и смешивает его с 1/3 холодного из “запечного” пространства. Видимо, это связано с необходимостью охлаждения электродвигателя. В итоге я решил оставить конструкцию как есть и заменить только двигатель на 12В.

Под руки попался МЭ-11 – двигатель печки от УАЗа с городой надписью “Сделано в СССР” (Дата производства правда уже 1992 год). http://www.bazashop.ru/product_276732.html
01.jpg
МЭ-11
01.jpg (55.99 КБ) Просмотров: 14841

02.jpg
МЭ-11
02.jpg (61.56 КБ) Просмотров: 14841

Оказалось, что направление вращения не соответствует “улитке”. Но это проблемой не является – достаточно поменять полярность. Если же Вас, как и меня, не радует факт того, что “+” окажется на корпусе двигателя, а значит и на самой печке, то решение тоже есть. Откручиваем два винта на задней крышке, вынимаем крепежные пластины и вытаскиваем ротор в сборе с задней крышкой. После этого, отогнув отверткой крепежные пластины, вытаскиваем магниты и меняем их местами. Теперь двигатель вращается в нужную нам сторону.
03.jpg
Меняем магниты местами
03.jpg (82.82 КБ) Просмотров: 14841

Размер моторчика такой, что практически идеально встает на место Трумовского, но крепеж естественно не подходит. Можно было бы подрезать родные резиновые крепления, но я твердо решил не уродовать улитку настолько, чтобы потом нельзя было бы собрать родной мотор назад.

В строительном магазине я купил две металлические пластинки. Отверстия подошли идеально, но одну пластину пришлось обрезать болгаркой, а отверстия раззенковать под винт с потайной головкой – иначе он слишком сильно выступал бы и цеплял за крыльчатку.
04.jpg
Крепление для мотора
04.jpg (112.21 КБ) Просмотров: 14841

Кроме того при помощи болгарки был местами сточен небольшой буртик вокруг отверстия, назначение которого мне непонятно. Так же был подпилен плюсовой болтик на самом двигателе, чтобы не упирался в корпус.
05.jpg
Спиленные бортики и винт на моторе
05.jpg (103.37 КБ) Просмотров: 14841

В хозяйстве нашлись резиновые прокладки от каких-то электроустановочных изделий, они хорошо вписались, чтобы выбрать оставшийся небольшой зазор между креплением и корпусом двигателя. Заодно резинки будут выполнять роль демпфера.
06.jpg
Резиновые прокладки
06.jpg (92.78 КБ) Просмотров: 14841

07.jpg
идеально подошли от электоустановочной техники D22мм.
07.jpg (103.76 КБ) Просмотров: 14841

Перед сборкой конструкции прикрепляем провода питания. На гайку изготавливаем колпачок из термоусадки от каких-либо неожиданностей.
08.jpg
прокладки от компьютерных колпачок на плюсовую гайку.
08.jpg (77.13 КБ) Просмотров: 14841

Как все крепится – смотрите на фотографиях.
09.jpg
Крепление мотора
09.jpg (100.46 КБ) Просмотров: 14841

10.jpg
Крепление мотора
10.jpg (62.78 КБ) Просмотров: 14841

10_1.jpg
Крепление мотора
10_1.jpg (108.59 КБ) Просмотров: 14841

10_2.jpg
Крепление мотора
10_2.jpg (100.3 КБ) Просмотров: 14841

Теперь к электрической части. В оригинальном моторе используется регулятор на балластных резисторах, эффективность которого, мягко говоря, не самая высокая. По крайней мере, при автономной работе, греть воздух электричеством – это расточительство. Принято решение ставить ШИМ регулятор, потери на котором составляют не более 1%. Готовое решение есть у “Мастер-Кит” (NM4511 - Регулятор яркости ламп накаливания12В/50A), в Микронике 330р уже собранный
Недостаток ШИМ – свист обмоток двигателя. Проблема решается подбором задающего конденсатора C2. Опытным путем подобрал оптимальный вариант - 3 mF (три штуки в параллель по 1mF). Еще заменил потенциометр на аналогичный, но с креплением на корпус при помощи гайки. Добавил разъемы для удобства. В инструкции написано, что до 10А радиатор не требуется, но я повесил небольшую пластину.
11.jpg
ШИМ регулятор
11.jpg (97.27 КБ) Просмотров: 14841

12.jpg
ШИМ регулятор
12.jpg (79.43 КБ) Просмотров: 14841

palex

Re: И еще раз о переделке TrumaVent 220V на 12V

Сообщение palex » 28 янв 2015, 17:54

Александр Обухов продолжает.

Задумывалось все это для получения энергоэффективной альтернативы варианту работы через инвертор (преобразователь 12 – 220) в условиях отсутствия стационарного подключения 220В. Для получения итогов все сравнения нового двигателя будем проводить именно с этой системой. Замеряем расход элекроэнерии от аккумулятора (силу тока) и скорость выходного воздушного потока из “раздувалки”. Поскольку воздухопроводы остались теми-же, то скорость воздушного потока прямо пропорциональна объему прокачиваемого воздуха. Конструкция воздухозаборника тоже не изменилась (часть воздуха холодная и покачивается через двигатель), поэтому температуру исключаем из измерений.
13.jpg
Проверка на скорость потока воздуха
13.jpg (110.56 КБ) Просмотров: 14840

14.jpg
проверка на потребление
14.jpg (117.67 КБ) Просмотров: 14840

15.jpg
Минимальное потребление
15.jpg (121.92 КБ) Просмотров: 14840

Еще пару слов о том, что же представляет из себя “энергоэффективность” – это отношение объема прокаченного воздуха к потраченной электроэнергии, т.е. объем воздуха, который удается прокачать за единицу электроэнергии. Чем выше параметр эффективности, тем выше КПД системы в целом.

Поскольку на 12 вольтовом ШИМе регулировка происходит плавно, в отличие от родного, ступенчатого регулятора, то для первого измерения, выбираем такое положение, при котором скорость воздушного потока с 12В движком равняется скорости потока на позиции регулятора “1” двигателя 220В. Последнее измерение – максимум. Ну и собственно говоря, сами результаты:
Таблица_сравнения_220-12_ШИМ.jpg
Данные замеров
Таблица_сравнения_220-12_ШИМ.jpg (93.44 КБ) Просмотров: 14840


Крыльчатка использовалась родная, крепиться так-же как и на Трумовский мотор. Диаметр штока одинаковый - 6мм. Он слегка покороче, но это не мешает. На новых УАЗовских печках идет более мощный мотор, но там диаметр штока 8мм. Сначала думал брать его, но тогда надо рассверливать крыльчатку, что приведет к необратимости изменений. Правда мне пришла вчера в голову другая мысль -сточить шток на новом моторе: зажать в тиски, включить в 12 вольт и напильником или шкуркой мелкой. Тогда получится равномерное стачивние.

palex

Re: И еще раз о переделке TrumaVent 220V на 12V

Сообщение palex » 28 янв 2015, 17:56

На сегодня все... завтра продолжу (или сегодня вечером, если дети дадут)

Аватара пользователя
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 15 янв 2014, 12:20
Откуда: Чехов, МО
Имя: Андрей
моя техника: Автодом

Re: И еще раз о переделке TrumaVent 220V на 12V

Сообщение Андрей » 28 янв 2015, 20:54

palex писал(а):На сегодня все... завтра продолжу (или сегодня вечером, если дети дадут)

Ждем продолжения!

След.

Вернуться в электрика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11