Мой вариант электропитание прицепа

Аватара пользователя
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 27 янв 2015, 23:13
Откуда: Санкт-Петербург
Имя: Александр
моя техника: Fendt Joker-E 410, УАЗ Патриот, Skoda Octavia A7

Мой вариант электропитание прицепа

Сообщение Alex_Obukhov » 29 янв 2015, 11:12

Когда я приобрел прицеп, из электрики там был только блок питания на 1.5А с автоматическим переключением и один единственный предохранитель на выходе из этого блока питания. Прицеп явно был “заточен” под стационарное подключение к 220В, во всех светильниках стояли лампы накаливания. Поэтому пришлось все переделывать и придумывать самостоятельно, менять освещение.

Для начала основной задачей было сделать прицеп максимально комфортным к автономным поездкам. Необходимо было организовать автономное питание, как от АКБ прицепа, так и от АКБ тягача. Так же необходимо было сделать зарядку АКБ прицепа от генератора тягача во время движения. В довершении ко всему был необходим инвертор 12->220В.

Выбирать АКБ, подключать к генератору тягача для зарядки и включать инвертор - было решено вручную. А вот идея с автоматическим включением зарядки АКБ прицепа при подключении внешнего питания 220В – мне понравилась (вычитал на форуме, изначально тоже думал включать вручную). Потребовалась замена 12-вольтового блока питания, который не справлялся с питанием вентилятора раздува печки. К тому же светодиодное освещение как то не очень хорошо мерцало при работе от блока питания (предположительно из-за отсутствия стабилизации). Так же обязательно планировались предохранители на все потребители и АКБ.

Начну с 220 вольтовой сети. Для реализации всех задумок потребовалось организовать 2 раздельных каскада. Первый подключается напрямую к вводным автоматам 220В внешнего питания. Здесь была сразу выведена силовая розетка для подключения электрообогревателя или других мощных потребителей. Так же была сделана еще дополнительная розетка, в которую включается блок питания 12В и зарядное устройство для АКБ. На этих розетках питание появлялось только тогда, когда прицеп подключался к стационарному питанию или внешнему генератору.

Вся остальная 220В электросеть прицепа имеет возможность переключения либо на входные автоматы, либо на инвертор. За эту функцию отвечает выключатель инвертора на блоке управления: включил питание инвертора и сразу переключил сеть на него. Таким образом, одновременно реализуется автоматическая подача внешнего питания на З/У и 12В блок питания и исключается возможность запитать эти потребители через инвертор.

Этими изменениями 220-вольтовая часть заканчивается. Теперь перейдем к 12 вольтовой части. За зарядку АКБ отвечает зарядное устройство, с возможностью поддержания заряда в автоматическом режиме в течение продолжительного времени: пригнал прицеп на стоянку, воткнул стационарное питание и голова не болит о том, что надо зарядку отключить. Для себя я выбрал Ctekmsx-5. Ставить стационарно я его не стал – устройство хорошее и многофункциональное, я им регулярно пользуюсь не только для заряда АКБ прицепа, но и автомобиля и лодки. Поэтому в шкафу рядом с розеткой я вывел разъем для его подключения. Теперь в любой момент его можно легко отключить, снять и использовать для других целей.

Дабы избежать разряда АКБ через цепь зарядного устройства, когда отсутствует внешние питание, добавил реле. При подключении внешнего питания 220, автоматически включается 12-вольтовый блок питания и подается напряжение на управляющие катушки двух реле. Одно подключает З/У к АКБ, а второе переключает подачу напряжения на блок предохранителей с АКБ на блок питания. Единственным потребителем от АКБ в этом случае остается инвертор.

На этом вся автоматика заканчивается. Дальше о ручном управлении. Как я писал в самом начале, могут использоваться две АКБ: прицепа и тягача через электроразъем тягово-сцепного устройства. За выбор отвечает верхний переключатель в блоке. Он 3-х позиционный: сначала у меня была идея использовать в прицепе два аккумулятора – второй, негерметизированный, поставить в багажном отсеке вместо одного из газовых баллонов. Такая идея была связана с наличием у меня двух АКБ от лодочного электромотора, но постепенно я отказался от этой идеи и решил, что при долгих стоянках, при необходимости, эти АКБ я смогу подключать через разъем ТСУ вместо тягача – надо будет просто сделать переходник из розетки ТСУ. Поэтому третье, среднее, положение переключателя используется для полного отключения аккумуляторов от электросети прицепа. В итоге получился удобный центральный выключатель который сразу все обесточивает, почти как размыкатель массы – уходя из прицепа не надо думать не оставил ли ты включенным например свет в душевой. В двух других положениях подключается либо АКБ прицепа, либо АКБ тягача. На схеме видно, что некоторые переключатели соединены параллельно – это связано с необходимостью увеличения токовой нагрузки, поскольку номинал контактной группы каждого выключателя – 20А.

Для контроля над напряжением АКБ установлен вольтметр. Показывает напряжение, приходящее с той АКБ, которая выбрана селектором. В среднем положении не показывает ничего. Чтобы вольтметр не потреблял лишнюю электроэнергию, подача напряжения на него осуществляется через кнопку: нажал, посмотрел, отпустил и все отключилось. Так же для контроля сделана лампочка, которая загорается при подключении к внешнему питанию 220В. Ее появление связано с тем, что я решил не делать автоматического отключения инвертора в случае подключения к внешнему источнику питания. Причин такого решения две: сложная коммутация и желание иметь ручной контроль над инвертором. Теоретически (при помощи еще трех реле) все это можно было бы дополнить и автоматикой, отключающей инвертор при появлении внешнего питания, но я поленился.

Следующий переключатель предназначен для включения зарядки АКБ прицепа от электросети тягача. Для развязки двух АКБ (прицепа и тягача) используется зарядное устройство DC-DC“Беркут”, которое полностью контролирует процесс зарядки.

Сразу за АКБ прицепа стоит мощный предохранитель на 60А, который защищает цепи коммутации и выбора АКБ от короткого замыкания. Разводка по потребителям осуществляется через блок предохранителей. Изначально я планировал подключить инвертор тоже к блоку предохранителей (результаты этих планов можно видеть на схеме: предохранители 1-3 соединены вместе). Но впоследствии от этой идеи я отказался – иначе была возможность работы инвертора от блока питания, а это не хорошо. Решено было ограничиться одним внутренним предохранителем самого инвертора. Разводка по потребителям, как 12В так и 220В, осталась оригинальной с доработками предыдущего владельца (на схеме не отображена).
Оригинал статьи находится здесь (там же можно посмотреть более крупные фотографии)

[Расширение gif было запрещено, вложение больше недоступно.]

Вложения
IMG_8765.JPG
Шкаф без зарядного устройства
IMG_8765.JPG (4.75 КБ) Просмотров: 9128
IMG_8764.JPG
Включение вольтметра осуществляется кнопкой
IMG_8764.JPG (5.13 КБ) Просмотров: 9128
IMG_8760.JPG
Блок селекторов и выключателей
IMG_8760.JPG (4.4 КБ) Просмотров: 9128
IMG_8751.JPG
Зарядное устройство при закрытой крышке
IMG_8751.JPG (5.91 КБ) Просмотров: 9128
IMG_8750.JPG
Инвертор
IMG_8750.JPG (6.63 КБ) Просмотров: 9128
IMG_8747.JPG
Аккумуляторы и предохранитель
IMG_8747.JPG (4.93 КБ) Просмотров: 9128
IMG_8743.JPG
Блок коммутации
IMG_8743.JPG (5.58 КБ) Просмотров: 9128
IMG_8741.JPG
Блок питания 12В
IMG_8741.JPG (6.5 КБ) Просмотров: 9128
IMG_8740.JPG
Блок предохранителей, реле.
IMG_8740.JPG (6.07 КБ) Просмотров: 9128
«А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта» (Аркадий и Борис Стругацкие)

Аватара пользователя
Сообщения: 8510
Зарегистрирован: 01 янв 2014, 01:43
Откуда: Ейск Краснодарский край
Имя: Александр
моя техника: Hymer Camp Classic 644 + прицеп LMC-Luxus 545 TL

Re: Мой вариант электропитание прицепа

Сообщение Robinzon » 29 янв 2015, 11:32

да...основательный подход!

Аватара пользователя
Сообщения: 1225
Зарегистрирован: 11 мар 2014, 11:19
Откуда: Москоу
Имя: Кузьма
моя техника: Adria Adora 563PT

Re: Мой вариант электропитание прицепа

Сообщение macsafe » 29 янв 2015, 15:59

Добавлю и свой подход, чтоб тем не плодить ;) Может кому сгодится...
Тоже все с нуля. Схема

Изображение

Компоненты

ЗУ

Изображение

АКБ

Изображение

Источник питания

Изображение Изображение

Электрика 220В

Изображение Изображение Изображение

Инвертер

Изображение Изображение

Монитор АКБ

Изображение Изображение

Фото СП не сохранилось. Сделал свежую. Под снегом 6 панелей по 70Вт. Придется верить на слово :D

Изображение

Небольшое пояснение еще. Схему продумывал с учетом отсутствия стабилизатора. Неохота его ставить и трясти с собой по кочкам. По схеме выходит, что если напруга проседает ниже выставленного мной значения, вся электроника переходит на питание от акб, а потребители на инвертер. Автоматом.
Был случай, что микроволновка работала от сети по пол часа, а все холодное. Приходилось бегать и выдергивать вход , переходя на инвертер вручную. Теперь все автоматизировано.
А плохая сеть питает ТЭНы котла-пусть хоть как то греют и идет на БП зарядки. У него выход 50А стабилизирован даже при входных 90В. Так что этим я довольно быстро могу восстановить АКБ после,напр, микроволновки. Хотя для 300 ач она не потребитель :D

Вернуться в электрика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16